Цепные стропы | Менеджмент и консалтинг
Менеджмент и консалтинг

Цепные стропы

При выполнении операций подъема и перемещения тяжелых грузов на предприятиях используются стропы цепные – это специальные приспособления для грузоподъемных работ. Наиболее универсальным видом являются цепные, которые совмещают в себе преимущества канатных и текстильных стропов.

Цепные стропыЦепные стропы

Характеристики цепных строп:

Главный элемент этого вида стропов – стальная круглозвенная цепь 4–12 класса качества. Звенья прочно соединены между собой с помощью сварки. Их диаметр может быть от 7 до 32 мм. Собранная цепь отличается гибкостью и большой грузоподъемностью (до 67 тонн у отдельных видов). Нижняя часть этих стропов (кроме кольцевых) комплектуется различными крюками, талрепами, такелажными скобами. Во избежание повреждения предельных нагрузок следует избегать, хотя при своевременной замене изношенных звеньев срок службы цепи неограничен. Для предотвращения коррозии на них наносят цинковые гальванопокрытия, эмали, термопокрытия.

Цепные стропы должны соответствовать РД-10-33-93. Каждое приспособление снабжается биркой, на которой указана грузоподъемность, порядковый номер, наименование или знак производителя, дата испытаний. В случае ее отсутствия, строп в эксплуатацию не допускается – исходя из требований безопасности, так как перемещение грузов очень ответственная работа. Перед использованием проводят визуальный контроль состояние цепей и регулярно делают замеры диаметра и шага звеньев.

Цепные стропыЦепные стропы

Виды цепных строп:

Классифицировать цепные стропы можно по следующим признакам:

  1. Грузоподъемность – от 1 до 67 тонн;
  2. Длина – от 0,5 до 20 м и более (под заказ);
  3. Тип захвата груза:
  • ветвевые – имеют одну или несколько ветвей, верхняя часть оснащается овальным звеном, а нижняя имеет грузозахватные элементы, которые зацепляют груз;
  • кольцевые – оба конца цепи закрепляются на соединительном звене, образуя замкнутое кольцо

Основные виды цепных стропов, выпускаемых производителями:

  1. 1СЦ – одноветвевой цепной. Применяется как самостоятельное изделие, так и часть многоветвевого стропа.
  2. 2СЦ – двухветвевой цепной. Выдерживает более высокие нагрузки по сравнению с 1СЦ. Если общее звено разборное, то из 2 стропов 2СЦ собирается 1 четырехветвевой строп.
  3. 4СЦ – четырехветвевой цепной (паук, цепной паук). Выдерживает наибольшие нагрузки, подходит для грузов нестандартной формы.
  4. ВЦ – ветвь цепная. Чаще используется как запасная часть для других стропов, но применяется и отдельно для перемещения и обвязки грузов. Комплектуется кольцами или крюками.
  5. УСЦ – цепной кольцевой (универсальный). Хорошо подходит для обхвата грузов с острыми краями. Может применяться в комплексе с другими видами стропов и подъемных приспособлений.

Пример условного обозначения: 2СЦ 13,0/12000 – строп цепной двухветвевой, грузоподъемность 13 тонн, длина 12 метров.

Классификация цепных стропКлассификация цепных строп

Преимущества:

  • гибкость и подвижность – это позволяет применять различные варианты строповки;
  • допускаются работы при температуре от -40? (но без ударных нагрузок) до +200? (с ограничениями по предельному весу – до +500?), а также в агрессивных жидкостях и при открытом огне;
  • долгий срок службы за счет ремонтопригодности – поврежденные звенья можно заменить;
  • наибольшая безопасность по сравнению с другими видами стропов – деформация отдельных звеньев сразу заметна;
  • применение ограничительных крюков в верхней части стропа позволяет укоротить длину цепи, если это необходимо.

Недостатки:

  • большой собственный вес, однако цепи 8–12 классов качества практически лишены этого недостатка;
  • высокая стоимость.