Где чукчи зимуют? | Менеджмент и консалтинг
Менеджмент и консалтинг

Где чукчи зимуют?

Прогресс не стоит на месте, даже в такой консервативной отрасли сельского хозяйства, как северное оленеводство. Исконное,  кондовое, традиционное — это всего лишь слова, которые красиво звучат в городе. Люди стремятся к упрощению и облегчению жизни, тем более если люди живут и работают  в суровых условиях чукотской тундры.

Современное чукотское стойбище оленеводов яркое тому подтверждение.

Плохих жилищ не бывает. Это аксиома путешественника. Не того, кто ищет отель в «Триваго», а того кто путешествует за пределами городской  цивилизации. Наша небольшая туристическая группа прибыла в стойбище оленеводов затемно. Снимать видео и фотографировать на улице смысла никакого, приветственные речи сказаны, финальные сигареты выкурены, поэтому гости чукотских оленеводов с удовольствием приняли предложение пройти в жилище чукчей.

Информированный читатель, на вопрос: «традиционное жилище чукчей», сразу же даст ответ — яранга. Ответ правильный, но  на половину. В ярангах живут летом. В основном женщины, мужчины в это время на кочёвке. Зимой, большая часть оленеводов Чукотки, живёт в меховых палатках. Это симбиоз вековых традиций и современных туристических  веяний в области домостроения. Почему оленеводы отказались от яранги в пользу мехпалаток?  По причине громоздкости первых. Яранга — жильё монументальное, если можно так сказать про жильё кочевников. Перекочёвывать с ярангой долго и хлопотно. Кочевнику, как и путешественнику  важна мобильность и компактность.

Перед тем как поставить мехпалатку место очищают от снега до тундры, в жилой части землю устилают ивовыми ветками. Потом собирают каркас яранги, состоящий из деревянных жердей. На жерди надевают покрышку из шкур (рэтэм), на рэтэм брезентовую накидку. Мехпалатка состоит из двух частей:  холодного тамбура и тёплого полога. На каждую часть мехпалатки уходит в среднем 15-20 оленьих шкур. Рэтэм служит год, максимум два. Размеры полога могут быть разными, в жилище бригадира Владимира полог имел в длину 5-6 метров, в ширину 3. Отапливается полог обогревателем «Солярогаз», работающим на соляре. Не смотря на то, что шкура, которая служит входом в полог регулярно поднималась температура в пологе более чем комфортная. Вентилируется жилая часть мехпалатки путём поднимания шкуры и через форточки, отверстия в стене.

2. Мехпалатка — зимнее жилище чукотских оленеводов

3.

Пищу готовят на улице на костре, на солярогазе могут при необходимости вскипятить лишь воду для чая. Так как полог мехпалатки — это единственное тёплое сухое помещение оленеводов, то сушка одежды происходит внутри. Всё что подлежит просушке подвешивается под потолком. В общем и целом полог мехпалатки идентичен пологу яранги, только больше и комфортнее.

4. Трое из четверых людей на этой фотографии в мехпалатке впервые, но интуристов обнаружить легко. Мультикультурализм, о котором так долго говорят европейцы видимо свойственен только русским. Сами же они в чужой монастырь предпочитают ходить со своим уставом.

5. Отбой

6. В левом нижнем углу — китайский термос. Эти термоса со стеклянными колбами были широко распространены в 1980-х годах.  Вроде бы сам бог велел приобрести небьющиеся современные термоса для кочёвки по тундре. Но этот, китайский термос, с хрупкой колбой, вещь очень ценная и оберегается хозяйкой, как зеница ока. Потому что кипяток держит существенно лучше небьющихся. Принцип целесообразности в действии.

Так как костёр в мехпалатке не разводят, то в ней нет той задымлённости, которая бывает в яранге.

Электричество в тундре уже давно не диковинка. Бензиновый генератор, в простонародье «абэшка», запускается по вечерам. Бензин в тундре вещь дефицитная, поэтому топливо используется рачительно и «засиделись за полночь при свете» в тундре не практикуется. «Не практикуется», в принципе, относится ко всему, что не рационально и расточительно. Мир потребительства, по прежнему, чужд тундровой жизни. Сломанные вещи ремонтируются, а если не подлежат ремонту используются не по назначению, но как материал для создания иных полезных вещей. Характерная деталь: вездеходчик Сергей, каждый раз приезжая в бригаду привозит хозяйке яранги Римме чистую тряпочку. Хозяйка рада обыкновенному куску материи, как дорогому подарку, потому что тряпицы в женском хозяйстве вещь такая же нужная и необходимая, как верёвка в мужском обиходе и будет использоваться до физической непригодности.

В каждой бригаде есть снегоходы, поэтому проблем с продуктами и топливом в амгуэмских бригадах нет. Два-три часа на снегоходе и оленеводы уже в селе. Вдобавок ко всему случаются оказии вроде нашего приезда, по просьбе труженников тундры вездеходчики привозят заказы.

Кроме продуктов на снегоходах осуществляется перекочёвка оленьего стада и сбор веток для костра. Пятая бригада собирала кустарник для костра в 10-15 км от стоянки.