обратная сторона успеха Apple | Менеджмент и консалтинг
Менеджмент и консалтинг

обратная сторона успеха Apple

Разумеется, компания Apple была бы обречена, если бы ее лидер Стив Джобс обладал лишь негативными качествами, которые мы подробно описали в первой части нашего цикла. Как и все талантливые и неординарные люди, он является очень неоднозначной личностью.
Как можно увидеть из его публичных выступлений, больше всего людей поражает то, каким обаятельным он может быть, если захочет этого. И его коллеги утверждают, что сталкиваются с этим каждый день.

Контрастный характер поведения Джобса был довольно удачно описан знаменитым и труднопереводимым выражением «hero/shithead roller-coaster» (в попытке найти мало-мальски адекватный литературный эквивалент мы смогли родить лишь «геройско-долбо**ские качели»).

Данный термин впервые появился во времена компании NeXT и описывает то, как отдельный сотрудник может сначала называться «балбесом», производящим «бесполезное дерьмо», а затем вследствие активной работы над собой – эволюционировать в «гения». Разумеется, такая рабочая атмосфера была под силу далеко не каждой человеческой психике. И те, кто мог выстоять, по-прежнему работают вместе со Стивом, причем некоторые из этих людей входят в топ-менеджмент Apple. Все это было следствием чрезвычайно сложного характера Джобса.

«У Стива всегда все так было: иногда он так любезен, что находиться рядом с ним одно удовольствие, а иногда он настолько разъярен или мрачен, что ни о каком нормальном общении с ним не могло быть и речи, – вспоминает генеральный директор Apple Джил Амелио (Gil Amelio), которого Стив Джобс сменил на его посту после своего возвращения в компанию в 1997 году. – У него такая большая палитра настроений, что ни за что не догадаешься, с каким Стивом ты будешь иметь дело в следующий раз».

Непостоянность и ветреность характера Джобса была отмечена другим его бывшим коллегой, который писал: «У него есть обыкновение менять свое мнение и полностью забывать свое предыдущее мнение по какому-либо вопросу. И это очень странно.

Например, он может сказать: «Я люблю белый цвет, белый – самый лучший», а через три месяца заявить: «Черный – самый лучший цвет, белый с ним не сравнится». Он не живет со своими ошибками, они просто испаряются в воздухе». А когда его биологическая сестра Мона Симпсон (Mona Simpson) написала о нем роман, подруга персонажа Тома Оуэнса, прототипом которому послужил Джобс, сказала про него следующее: «Да, он такой. Он всегда забывает».

Однако не все в своей жизни Стив Джобс делает по наитию: некоторые поступки он осуществляет вполне умышленно. Вот что вспоминает о нем бывший директор компании NeXT Пэт Кресин (Pat Crecine): «Стив может доводить людей до слез. Но это не потому, что он такой злой человек: он абсолютно, почти маниакально зациклен на том, чтобы добиваться максимального уровня качества и совершенства».

Его бывший коллега Джон Скалли (John Sculley) добавляет: «Он обладает удивительным чувством того, как извлечь из людей тот максимум, на который они способны». И даже сам Стив соглашается с этим: «Моя работа состоит не в том, чтобы любезничать с людьми. Моя работа – использовать ресурсы тех великих людей, которые у нас работают, чтобы сделать их еще лучше».

Помимо «геройско-долбо**ских качелей», еще один часто используемый в Apple метод состоит в «публичных порках». Например, если подразделение компании завалило какой-нибудь проект, не уложилось в сроки или просто не удовлетворяет стандартам Джобса, он просто отправится в этот отдел, перепишет имена его сотрудников и впоследствии либо унизит их на глазах коллег, либо с треском уволит.

Многие сотрудники Apple на условиях анонимности признают, что такая практика действительно применяется в компании, и что автором этого метода является именно Стив Джобс. Одним из последних таких случаев стала «публичная порка» сотрудников команды MobileMe, которые допустили несколько досадных ошибок во время запуска продукта на рынок.

Короче говоря, сначала обзывать сотрудника, а затем именовать чуть ли не богом – вот главный инструмент мотивации для Стива Джобса. Однако, несмотря на всю неоднозначность такого подхода, он все-таки работает, причем очень успешно.

Когда об этом спросили Стива Возняка, он ответил следующее: «Если положить на одну чашу весов личные качества Стива, а на другую – те великолепные продукты, которые его компания подарила миру, то может быть, кому-то придутся не по душе все эти посягательства на человеческое достоинство или проявления неуважения к людям, которые так усердно работают. Некоторые скажут: «Как же это хреново!». Но с другой стороны, это может быть перевешено всеми теми благами, которые он дал миру».