На сегодняшний день каждому родителю и педагогу известна важная роль рисования для интеллектуального и эстетического развития ребенка. Рисуя, дети познают окружающий мир, его предметы и явления, выражают свои мысли и чувства, развивают творческие способности. Рисунок – это диалог ребенка с миром, и его значение невозможно переоценить.
В детстве рисуют все без исключения. Детские рисунки проходят эволюцию от каракулей и цветовых пятен до осмысленного изображения. Еще совсем недавно считалось, что обучение детей основам рисунка должно проходить по готовым шаблонам. На сегодняшний день эти представления устарели. Современная педагогика строится на поощрении детей к самостоятельности.
Дети обладают колоссальным интересом к рисованию, неистощимой фантазией и высокой активностью. Они сами придумывают и развивают сюжеты, составляют композиции, выбирают цвета, главное им не мешать и не навязывать свое, взрослое видение мира. Задача современного педагога в этом творческом процессе – направлять, объяснять суть и принцип работы, но при этом не ограничивать полет фантазии ребенка, не пресекать его самостоятельность.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов нет и быть не может. обучение рисованию детей – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Существуют лишь некоторые общие рекомендации, которые могут существенно облегчить задачу педагога, стать указательными знаками в его творческом поиске.
Основой изобразительного искусства является способность видеть окружающий мир во всем его многообразии, не обделяя вниманием даже мелкие детали. Обучение детей рисовать подразумевает не только и не столько ознакомление с основными техниками рисунка и обучение обращаться с инструментами и материалами.
Главная задача педагога – научить детей видеть вокруг себя красоту, даже в мелочах, даже в самых обыденных вещах. Научившись видеть предметы и явления, отозвавшись душой на красоту окружающего мира, дети получают материал для своих работ. Именно это и является эстетическим воспитанием и служит основой для любого детского творчества.
Обучая детей видению окружающего мира, педагог параллельно знакомит детей с основными средствами изображения различных предметов и явлений. Однако для более эффективного обучения необходимо знать некоторые возрастные особенности детского рисунка. Дети в своих рисунках не просто изображают окружающие предметы и фантазируют, они и выражают свое отношение к изображаемым вещам и явлениям.
Отношение может быть передано цветом, размерами, украшениями и так далее. Поэтому детские рисунки зачастую непропорциональны. Нарушение пропорций в рисунке – это не признак неумения ребенка рисовать, это информация о том, что он выделяет главным и что считает второстепенным. Кроме того, дети младшего возраста второстепенные для них вещи не рисуют вообще. Так, изображая лицо, ребенок может ограничиться только самыми заметными чертами – глаза, рот, волосы, а все остальное – упустить.
Что касается перспективы, дети научаются передавать расстояние только в более старшем возрасте и только после специального обучения. Рисунки детей дошкольного возраста плоские. Композиция детского рисунка не менее своеобразна – дети младшего возраста не выстраивают заранее план рисунка, а в процессе рисования заполняют свободное пространство на листе. При этом предметы рисуются каждый отдельно, не загораживая друг друга. Как рисовать перспективу, как строить композицию и обозначать масштаб, дети узнают позже, на уроках рисования.
При обучении детей рисованию педагог выбирает тему рисунка. Занятие может быть посвящено предметному рисунку (дети изображают какой-либо предмет), сюжетному (рисунок по заданному сюжету), декоративному рисунку (дети осваивают орнамент, его основные сюжеты и элементы) или рисунку на свободную тему. Приемы обучения детей рисованию для каждой возрастной группы будут различаться.
Обучение рисованию начинается уже с трехлетнего возраста. Дети младшей возрастной группы уже проявляют интерес к изображению на бумаге разных интересных для ребенка вещей. Каракули сменяются ассоциациями, а потом и предметами. Однако предметное рисование для малышей еще сложно, поскольку они легко отвлекаются, и легко теряют первоначальный замысел, придумывая новые подробности. В этом возрасте задача педагога – научить основам. Как правильно держать кисть и карандаш, как пользоваться красками, как ориентирован лист и так далее.
К основам относятся и элементарные способы изображения. Трехлетним детям нужно рассказать о геометрических фигурах, чем они различаются, какие предметы можно изобразить с помощью круга, квадрата, треугольника, овала. Дети обучаются проводить линии разных типов, использовать их в рисунке.
В четырехлетнем возрасте при изображении и описании предметов дети уже могут охватить не один или два, а несколько признаков. В результате изображения обретают подробности, становятся более правдоподобными, в них присутствуют не только чистые цвета, но и начинают появляться оттенки. В этом возрасте дети уже овладели основными навыками рисования. Они умеют держать кисть и карандаш, уверенно пользуются красками.
Для четырехлеток предметное рисование уже более доступно, они могут довольно точно изображать предметы, с более сложным контуром, чем простая геометрическая фигура. В этом возрасте детей обучают новым приемам рисования (точки, мазки), вводится рисунок на заданную тему, подразумевающий изображение нескольких предметов на одном листе.
Пятилетние дети уже познают основы композиции, учатся выдерживать масштаб. При этом сами рисунки становятся более подробными и выразительными, однако предметы все еще остаются более-менее схематичными. Индивидуальные черты предметов дети научаются изображать в более старшем возрасте. обучение рисованию школьников предполагает совершенствование полученных ранее изобразительных навыков, а также получение новых. В этом возрасте дети учатся изображать перспективу, объем, свет и тень.