«Volvo FH12» представляет собой семейство мощных седельных тягачей, предназначенных для использования в составе автопоезда общей массой до шестидесяти тонн. Подобные автомобили находят своё применение в сфере «дальнобойных» магистральных перевозок.
В серию «FH12», которая выпускается шведским концерном уже на протяжении нескольких десятилетий, входят целый ряд модификаций с колёсными формулами четыре на два, шесть на четыре, шесть на два и восемь на два.
«Вольво FH12» стал единственным в истории автомобилем, два раза в разные годы получившим звание «Международный грузовик года» на традиционном автосалоне в Амстердаме. Количество выпущенных за все годы автомобилей данной марки перевалило за 300 тысяч единиц.
О компании «Volvo» и её грузовом отделении – «Volvo Truck» Несколько лет назад свершилась самая крупная сделка в истории китайского автопрома: концерн «Geely» за 1,8 миллиардов долларов выкупил компанию «Volvo». На финальном подписании документов присутствовал один из первых лиц КНР Си Цзиньпинь, а также вице-премьер Швеции Мод Уолофссон. Оговаривалось, что функционирование заводов «Volvo» в Гётеборге (Швеция), а также в Бельгии будет продолжено, несмотря на строительство новых, гораздо более крупных заводов по производству автомобилей «Вольво» в Китае. Таким образом, «Volvo» пополнил список крупнейших мировых автопроизводителей, которые перешли под контроль китайских корпораций с государственным участием. Торжественный переход «Вольво» в состав китайского холдинга.
Вообще, компания «Вольво» ведёт свою историю с 1916 года и произошла от производителя подшипников «SKF». Поэтому и название фирмы переводится с латинского как «кручусь». Первый автомобиль «Вольво» был сделан в 1927 году (легковой), а в следующем, 1928-м году начался выпуск грузовых машин данной марки. Постепенно доля грузовых автомобилей в общем объёме продукции компании росла, достигнув уже в наше время рекордных 95 процентов, по отношению к легковым. Ещё задолго до продажи китайцам, в состав «Volvo Truck» вошли такие, довольно мощные производители грузовиков, как «Renault Trucks» («Грузовики Рено»), «Mack Truck» (культовый американский бренд «дальнобойных» грузовиков) и «Nissan Diese»l (сейчас — «UD Trucks»). Представительства и сервис-центры компании «Volvo Truck» имеются в 130-ти странах мира; во многих государствах (в том числе и в России, в Калуге) работают сборочные производства грузовиков «Вольво». Об истории модели «Volvo FH12». Основные генерации «FH12» В истории производства грузовых автомобилей «Вольво», семейство «FH12» сменило модель «F-Cabover». Оно было запущено в производство в 1993-м году, и было чрезвычайно передовой техникой для того времени. Разработкой данной модели специалисты «Вольво» занимались на протяжении семи лет; и это была машина, разработанная «с нуля», с учётом всех актуальных на тот момент технических и технологических достижений.
Шведский автопроизводитель, вложив в «FH12» серьёзные средства, с самого начала смог предложить потенциальным потребителям расширенную линейку версий машины: с различными типами кабин, колёсных баз и общих исполнений. Чтобы каждый мог подобрать грузовик под свои, вполне конкретные цели. Такая политика широкого ассортимента, в сочетании с традиционной надёжностью и высокой безопасностью техники «Вольво», за короткий срок вывели кабину volvo fh12 в число лидеров своего класса. «Volvo FH12» первого поколения, образца 1993-го года. «Первопроходцами» этого, ставшего очень популярным семейства, 1993-м году стали две основные модификации. Первая – с 12-литровым дизельным двигателем «D12A»с системой непосредственного впрыска. Вторая – оснащённая более мощным силовым агрегатом «D16A»,рабочим объёмом в 16 литров. Кабины новых «Вольво FH12», в отличие от предшествующего семейства тягачей, приобрели более обтекаемые формы, совершенно другой уровень комфорта и безопасности. Заводской индекс различных вариантов грузовиков «Вольво FH12» несёт в себе информацию о мощности той или иной модификации: «FH 12/340», «FH 12/380», «FH 12/420» (соответственно – мощность моторов 340, 380, 420 лошадиных сил). Рестайлинг 1998 года Через пять лет, в 1998 году, был произведен рестайлинг модели «FH12».
Причём изменения касались не столько внешнего вида автомобилей,сколько конструкционной составляющей. Появилась новая модификация двигателя – «D12C», мощностью в 460 лошадиных сил. В значительной степени проработали по-новому конструкцию подрамника. Поскольку новые моторы существенно прибавили в мощности, «под них» модернизировали и трансмиссию. «Volvo FH12» 1999 года выпуска. с самой просторной кабиной «Globetrotter XL». Новый вариант коробки переключения передач обеспечил увеличение крутящего момента до 2500 Нм, а усилия при переключении скоростей были снижены примерно вполовину. Электронная система управления подверглась модернизации в соответствии с актуальными техническими достижениями, и все текущиеданные, нужные водителю, стали отображаться на ЖК-дисплее, размещённом в салоне. 2003: модернизация семейства «FH12» №2 Следующее обновление семейства, по прошествии второй «пятилетки» его серийного выпуска, преобразило буквально до неузнаваемости также внешний дизайн машины и внутреннее пространство кабины. Она приобрела ещё более обтекаемые формы. Длина кабины возросла, были разработаны совершенно новые зеркала и блок-фары, а интерьер стал более комфортабельным. Углы панелей получили закруглённые контуры. По-новому была проработана и вся агрегатная часть конструкции. «Volvo FH12» оснастили не только более мощными, но и более экономичными и экологичными силовыми установками«D12D» и полуавтоматами с системами«I-shift».
В 2003-м году внешний облик «FH12» изменился коренным образом. Гамма двигателей была расширена моторами мощностью 550, 610 и 660 л.с. В 2005 году тягачи данной марки стали комплектовать линейкой новых 13-литровых двигателей «D13A», с диапазоном мощности от 360 до 520 лошадиных сил, соответствующие стандартам «Евро-3». Год 2008-й: «Volvo FH12» в ногу со временем В 2008 году «Вольво FH12» ещё больше прибавили в сферах комфорта и безопасности, стали ещё более оснащёнными различной электроникой. В обновленных версиях «Volvo FH 12 II» появились такие опции, как датчик дождя, кресла с самой изощрённой регулировкой, система пересечения полос, датчик уровней освещения и радар мёртвых зон. При этом изменения коснулись и дизайна внешнего облика машины. В частности, появилась новая радиаторная решётка и другой блок фар. «Флагмана» марки «FH12» укомплектовали монументальным 750-сильным дизельным двигателем. Новое поколение Оставаясь верным традиции раз в пять лет производить модернизацию модели, на рубеже 2012/2013 годов шведский концерн представил на рынке очередную генерацию грузовиков «FH12». В списке новинок – независимая передняя подвеска, сочленённая с реечной системой рулевого управления. Наряду с полуавтоматом системы «I-Shift», грузовик предлагается также с коробкой-автоматом «Powertronic».
После данной модернизации модификации «Volvo FH 12» 2010-х годов выпуска стали также различаться по высоте шасси: сверхнизкое, низкое, среднее, высокое. Гамма предлагаемых двигателей расширилась до девяти вариантов, мощность которых находится в диапазоне от 420 до 750 лошадиных сил. «Вольво FH12» 2015-го года выпуска. Естественно, сохранились основные черты шведского грузовика, которые составляют основу безупречной репутации автомобилей «Вольво» и позволяют продавать их за серьёзные деньги: это высокое качество исполнения, бесспорная надёжность и повышенная забота о безопасности. К сложным реалиям тягач данной марки адаптирован хорошо, и дороги «небезупречного качества» для него не страшны. Технические характеристики в цифрах Габаритные размеры базовой версии «Вольво FH12»: Длина – 5,887 метров; Ширина – 2,495 метра; Высота – 3,906 метра. Колёсная база – 3,700 метра; Колея передних колёс – 2,028 метра; Колея задних колёс – 1,837 метра. Кабины «Вольво FH12» наглядно: обычные и высокие («Globetrotter»). Весовые характеристики грузовиков внутри семейства «FH12» заметно различаются, в зависимости от их исполнения. В базовой модификации – с колёсной формулой четыре на два грузоподъёмность составляет 8,5 тонн, допустимая масса – 18,2 тонн, допустимая масса в составе автопоезда – 22 тонны.
В модификации с колёсной формулой восемь на два показатели значительно отличаются: грузоподъёмность составляет 21 тонну, а полная масса – 34 тонны. Что касается снаряжённой массы машины, то она колеблется, в зависимости от варианта исполнения, от 7,5 до 13-ти тонн. Динамические показатели современного «Volvo FH12» таковы: Максимальная скорость загруженного автомобиля – 90 км/час (ограничено электроникой); Его средний расход дизтоплива (по трассе) – 36 литра на 100 км пути; средний расход по городу – 42 литра на 100 км; Объём основного топливного бака – 690 литров; дополнительного – 490 литров. Баки имеют D-образную форму. Шины, которые устанавливаются на автомобили марки «Вольво FH12» – «315/70R 22,5». Двигатели «Вольво FH12» Все двигатели, используемые на грузовиках «Volvo FH 12», чрезвычайно конкурентоспособны на современном рынке по своим показателям экономичности, производительности и продолжительности ресурса работы. Вместе с тем, они довольно требовательны к качеству заливаемого дизтоплива. Как уже отмечалось, семейство «Volvo FH12» имеет широкий ассортимент дизельных силовых агрегатов. Всего их в современных машинах используется девять. Однако наиболее популярным (в том числе и на просторах бывшего Советского Союза) является мотор «D12A» с промежуточным охладителем и турбокомпаундом, который позволяет в существенной мере нарастить мощности двигателя (до пятисот лошадиных сил).
Рабочий объём данного агрегата составляет 12 литров, его номинальная мощность – 460 лошадиных сил. Двигатель «D12A». На втором месте по популярности находится 13-литровый дизельный двигатель «D13A» с промежуточным охладителем и турбонагнетателем. Такой мотор предлагается в четырёх различных вариантах мощности. Максимальный крутящий момент варьируется в «D13A» от 1850 Нм до 2400 Нм. Все эти дизельные двигатели – шестицилиндровые, рядные, турбированные. Трансмиссия «Volvo FH12» Стандартной трансмиссией для «Вольво FH12» является механическая коробка передач на девять либо четырнадцать ступеней. Также на этих автомобилях встречается 12-ти ступенчатая МКПП «ZF AS-Tronic» с системой «I-Shift», имеющая электронное управление и джойстик с пятью положениями переключателя. Наиболее распространёнными в СНГ являются версии КПП с системой «I-Shift». Электродистанционный блок управления позволяет регулировать работу пневмосистемы, контролирующей деятельность передач и сцепления. В этот блок управления регулярно поступают данные о параметрах движения грузовика. После обработки которых он выполняет оптимальное переключение скоростей. Работает блок в связке с агрегатом, который регулирует частоту оборотов, и для достижения оптимального режима, когда нужно, активирует эффект моторного тормоза. Автоматический выбор передачи достигается за счёт интеллектуального программного обеспечения.
При желании водитель может и самостоятельно выбирать передачи – посредством кнопки переключения, которая располагается на селекторе. Для данной трансмиссии предусматиривается несколько установленных режимов передвижения. В частности, при работе в экономичном режиме (Е – «экономи») коробка передач переключает скорости с максимальной точностью, выбирая оптимальный диапазон работы мотора. Другая интересная и полезная особенность – это функция «I-Roll», которая автоматически выключает силовой агрегат во время езды вниз, по уклону. Благодаря данной функции общий расход топлива сокращается не менее чем на 2 процента. В режиме мощном (Р – «пауэр») машина становится более резкой и динамичной, но и потребляет существенно больше дизтоплива. При обгоне водителю рекомендуется пользоваться специальным режимом «kick-down», который активируется нажатием соответствующей кнопки. Особенности устройства грузовиков «Вольво FH12» Отличительными особенностями грузовиков «Volvo FH12» являются вертикальные фары головного света, в которые, помимо стандартных ламп, также ещё встроены противотуманные; и в которые имеется возможность установки ксеноновых ламп. За массивным и действительно мощным передним бампером скрываются стальная балка и противоподкатная защитная система «FUPS», служащая заодно также и в качестве несущего элемента для монтирования различных деталей (типа бачка омывателя, и так далее).
Зеркала заднего вида, обладающие хорошим углом обзора, смонтированы на мощных, устойчивых к вибрации креплениях. Шасси грузовиков «Volvo FH12» выполнено по передовой модульной конструкции с максимально упрощённым подсоединением кузова. Задний мост модели оборудован одноступенчатым редуктором. Передняя подвеска является независимой; задняя – зависимая пневматическая. Точно настроенное рулевое управление дополняет независимая передняя подвеска дополняет точно настроенное рулевое управление грузовика, увеличивая устойчивость многотонной машины на дороге. На всех колёсах использованы дисковые тормоза. Автомобили последнего поколения «FH 12» уже в базовой версии снабжены системами ABS и ESP. Система стабилизации ESP используется на автомобиле подобного класса впервые. Для подключения надстроек используется уникальный электронный модуль «Bodybuilder». Кабина «Вольво FH12» Вариантов исполнения кабины для грузовиков «Volvo FH 12» четыре: Так называемая «дневная» кабина, без спального места; Стандартная кабина, в которой спальное место предусмотрено для одного человека; «Globetrotter» – кабина с увеличенной высотой и спальными местами для двух человек; «Globetrotter XL» – кабина также с высоким потолком (ещё на 19 см выше, чем у «Globetrotter» – почти четыре метра, спальными местами для двух человек, ещё и более просторная.
Это комфортный, так сказать, «топовый» вариант. Элементы кабины с 2012 года начали прессовать по новой уникальной технологии, что принесло просто великолепное качество конечного продукта. Кабины на современных «Вольво FH12» выпускаются на едином каркасе, с обновлённой большой радиаторной решёткой, с аварийным люком и дневными ходовыми огнями. Ширина всех кабин – два метра, практически столько же составляет и длина всех кабин со спальными местами. По сравнению с предшествующим поколением, общий объём кабины вырос в современных «FH 12» на тысячу литров. Примерно 30 процентов дополнительного пространства было использовано для увеличения багажного отсека. В кабине была установлена совершенно новая эргономичная приборная панель изогнутого вида. Она гарантирует быстрый доступ к любой информации об автомобиле и средствам управления им. Рулевая колонка и сиденья снабжены полным набором всевозможных регулировок. Система кондиционирования «I ParkCool» сконструирована специально для обеспечения самого минимального расходования дизельного топлива. И системой кондиционирования воздуха, и медиасистемой, и отоплением, и внутреннем освещением кабины можно теперь управлять прямо со спального места, лёжа и не вставая с полки. Сам комфорт спального места в «Вольво FH12» – весьма впечатляющий. Головная часть «спальника» генерации можно регулировать по своему вкусу, а ширина нижней части в грузовиках последнего поколения была увеличена на 40 мм. Как это практически всегда бывает при модернизации кабин, появилось множество дополнительных полочек и мест для хранения.